Важно понять что автомобильный катализатор это не фильтр как многие думают, а устройство, с помощью химической реакции снижающее содержание вредных веществ в выхлопе (каких именно знать простому пользователю не обязательно). Также нужно знать что катализатор начинает работать (начинается химическая реакция в катализаторе) только после разогрева более 300 градусов. Многие считают катализатор «дожигателем» несгоревшего топлива что конечно же является бредом, так как никакого несгоревшего топлива в выхлопных газах нет. Также важно понимать что ошибки «недостаточная эффективность катализатора» чаще всего НЕ говорят о его механическом разрушении или оплавлении, а указывают на неспособность катализатора выполнять свои химические функции вследствии старения или отравления катализатора некачественным топливом. В этом случае катализатор удалять совсем не обязательно, однако для устранения ошибок Р0420 (Р0421) или Р0430 (Р0431) — недостаточная эффективность катализатора , следует установить электронный эмулятор исправного катализатора, либо заменить катализатор. Обязательное условие при этом, оба кислородных датчика должны быть исправны. Кислородный датчик после катализатора используется для контроля исправности катализатора, именно по его показаниям и своим алгоритмам блок управления двигателя оценивает эффективность работы катализатора и в случае его неисправности зажигает «чек» и выставляет ошибку. В некоторых автомобилях, к примеру Lexus RX 330 при неисправностях влияющих на экологию вводятся дополнительные «санкции», такие как отключение VSC. Это сделано для того чтобы владельцу не хотелось пользоваться неисправным автомобилем, а хотелось как можно скорее его отремонтировать. Это конечно правильно и мы за экологию, но наши реалии таковы что большинство автомобилей попадают к нам в страну подержаными с уже неисправными катализаторами, а цены на катализаторы такие что мало кто может себе позволить выложить 50 — 70 тыс. рублей за катализатор, а на том же Лексусе понадобится уже два катализатора. К тому же никто не гарантирует что новый катализатор проработает долго. Одна заправка некачественным бензином способна убить его.
Механическое же разрушение встречается не так часто, но бывает. Это может быть как заводской брак, как на Nissan Xtrail, Murano, там разрушение катализаторов приводило к засасыванию их же (в виде абразивной пыли) в двигатель и уничтожения зеркала цилиндров, после чего нужно было ремонтировать либо менять двигатель. Либо неисправность двигателя, при отсутствии воспламенения в одном или нескольких цилиндрах ( двигатель троит ) из-за неисправности системы зажигания или отсутствия компрессии в этом цилиндре, несгоревшее толиво попадает прямиком в катализатор, где и воспламеняется, а катализатор при превышении некоторой предельной температуры начинает разрушаться, при оплавленом катализаторе автомобиль теряет мощность ( не тянет ), в некоторых случаях может вообще потерять способность передвигаться либо заводиться. В этом случае для диагностики нужно использовать либо механический манометр вкрученый вместо первого кислородного датчика, либо датчик давления мотортестера вкрученый в любой цилиндр. Для экспресс диагностики двигателя который заводится и глохнет ( так ведёт себя двигатель с полностью забитым катализатором) можно выкрутить одну свечу и попробовать запустить двигатель, если проблема действительно в полностью забитом выхлопе то двигатель будет работать. В этом случае катализатор конечно же нужно удалять. Кстати при этом ошибок по эффективности может и не быть, это ещё раз доказывает что потеря эффективности и механическое разрушение это разные вещи. Но такие случаи бывают редко и торопиться удалять катализатор не стоит, так как звук выхлопа изменится не в лучшую сторону.
Так как на замену катализатора готовы очень не многие, применяются разные средства чтобы убрать ошибки по низкой эффективности катализатора. Самый простой это проставка под задний кислородный датчик, работает на многих машинах начала двухтысячных годов, так же и конденсатор с резистором в сигнальной цепи датчика. Со временем же автопроизводители вводят всё новые алгоритмы проверки исправности катализатора и проставка и конденсатор на том же Lexus RX вызовет либо ту же Р0420, либо ошибки уже по неправильному сигналу второго кислородного датчика. Для наших клиентов мы разработали и устанавливаем электронное устройство ( эмулятор p0420.net ) полностью иммитирующее работу исправного катализатора. Эмулятор в течении нескольких лет дорабатывался чтобы всё работало как надо на разных автомобилях. При установке некоторых эмуляторов возникают ошибки уже по неправильному сигналу кислородного датчика, типа — Р0136, Р0137, не все эмуляторы работают на Хондах. В алгоритме работы своего эмулятора мы собрали свой многолетний опыт работы в автоэлектрике и диагностике.
Из практики нам известны как случаи выхода из строя катализаторов на совсем новых машинах, так и отсутствие проблем с ними при пробегах за 400000 км на служебных автомобилях. Поэтому ресурс этого сложного и дорогостоящего элемента предсказать невозможно…