Двигатели Toyota серии VZ: история, эволюция, особенности и проблемы
5VZFE

Двигатели Toyota серии VZ: история, эволюция, особенности и проблемы


История и эволюция

Семейство V6-двигателей Toyota VZ стало ответом компании на успех Nissan VG — одного из первых массовых V6 в Японии. Производство началось в 1988 году и продолжалось до 2004 года. Основная цель — создание мощных и надежных моторов для внедорожников, пикапов и легковых автомобилей. Серия VZ заменила рядные шестицилиндровые двигатели серии G, а позже уступила место более современным MZ и GR.

Эволюция моделей:

  1. 1VZ-FE (1987–1993)
    • Объем: 2.0 л, мощность: 140 л.с.
    • Первый двигатель серии с DOHC и 24 клапанами.
    • Устанавливался на Toyota Camry Prominent и Vista (только для Японии).
  2. 2VZ-FE (1987–1991)
    • Объем: 2.5 л, мощность: 156 л.с.
    • Использовался в Lexus ES250 и Camry V20.
  3. 3VZ-E (1987–1995)
    • Объем: 3.0 л, мощность: 150 л.с.
    • SOHC, 12 клапанов. Применялся в Toyota 4Runner, Surf и Hilux.
  4. 3VZ-FE (1992–1997)
    • Объем: 3.0 л, мощность: 185–200 л.с.
    • DOHC, 24 клапана. Устанавливался на Camry и Lexus ES300. Известен наклонной установкой в подкапотном пространстве.
  5. 5VZ-FE (1995–2004)
    • Объем: 3.4 л, мощность: 190 л.с., крутящий момент: 298 Н·м.
    • Самый популярный двигатель серии. Чугунный блок, алюминиевые головки, ременной привод ГРМ. Заменил 3VZ-E, став основой для внедорожников и пикапов.

Автомобили с двигателями VZ

Двигатели VZ устанавливались на широкий спектр моделей Toyota и других марок:

  • 1VZ-FE: Toyota Camry Prominent, Vista.
  • 3VZ-FE: Toyota Camry (1992–1996), Lexus ES300 (США).
  • 5VZ-FE:
    • Toyota Land Cruiser Prado (1995–2004), Tacoma (1995–2004), Tundra (2000–2004), 4Runner (1996–2002).
    • ГАЗ-3111 «Волга» (2000–2004).

Технические особенности

  • Конструкция:
    • Чугунный блок цилиндров, алюминиевые головки.
    • DOHC с 4 клапанами на цилиндр (для 3VZ-FE и 5VZ-FE).
    • Ременной привод ГРМ (неинтерференционный в 5VZ-FE — клапана не гнутся при обрыве ремня).
  • Мощность и надежность:
    • Низкие и средние обороты — сильная сторона VZ благодаря 60-градусному углу развала цилиндров.
    • Ресурс 5VZ-FE: 300–400 тыс. км, возможен капремонт.

Тюнинг

Двигатели VZ, особенно 5VZ-FE, популярны среди энтузиастов за счет прочной конструкции:

  • Наддув:
    • Установка компрессора TRD (Eaton M62) повышает мощность до 250–280 л.с. 
    • С турбиной и водно-метаноловой системой — до 400+ л.с. 
  • Доработки:
    • Замена форсунок на модели от 2JZ-GE.
    • Спортивный выпуск (+10 л.с.) и изменение шкивов для увеличения наддува.

Вторичный рынок

  • 5VZ-FE:
    • Контрактные двигатели из Японии: от 80 000 ₽ (пробег 150–200 тыс. км).
    • Цена в идеальном состоянии: до 100 000 ₽.
  • Запчасти:
    • Оригинальные детали дорогие (например, стартер — частая проблема), б/у варианты доступны, но качество варьируется.

Основные проблемы

  1. Стартер — недолговечен из-за конструктивных недочетов.
  2. Ролики ГРМ — требуют замены каждые 60–70 тыс. км даже у оригинальных деталей.
  3. Дроссельная заслонка — засоряется при использовании низкокачественного топлива.
  4. Утечки масла — прокладки клапанных крышек изнашиваются после 200 тыс. км.
  5. Высокий расход топлива — в городском цикле до 20 л/100 км для 5VZ-FE.

Заключение

Двигатели серии VZ стали эталоном надежности для внедорожников и коммерческого транспорта. Несмотря на возраст, они сохраняют популярность благодаря ремонтопригодности и тюнинговому потенциалу. Однако владельцам стоит внимательно следить за обслуживанием ГРМ и качеством топлива, чтобы избежать типичных проблем. Для полного списка моделей и технических нюансов рекомендуется изучить источники